В соответствии с Уставом СППП 22 января 2024 года состоится Годовое Общее собрание.
Интервью
«Окно должно быть правильным»
Современные пластиковые окна перестают быть дорогой экзотикой для россиян. Их уже устанавливают на многих новых объектах, они появились не только в крупных городах, но и в поселках и районных центрах. Однако далеко не каждое окно принесет потребителю желаемое тепло и комфорт. Об истоках «правильного окна» интернет-журнал «Строительство» беседует с руководителем технического центра стратегического направления компании «РЕХАУ», к. т. н. Антоном Карявкиным.
Антон Викторович, каково сейчас состояние рынка светопрозрачных конструкций?
– Оконное направление на российском рынке непрозрачно. Нет единой базы данных, где можно посмотреть, какая компания сколько и чего продала. Разные компании меряют свою продукцию по-разному: кто-то в тоннах, кто-то километрами, кто-то в евро, а кто-то в рублях. Причем каждый преследует определенную цель – кто-то хочет скрыть объемы, кто-то, наоборот, раздуть.
Основные игроки этого рынка давно известны, главенствуют по-прежнему немецкие компании: концерн «Профайн», в который входит несколько марок, в том числе «КВЕ» и «Трокаль», наша компания РЕХАУ, фирма «ВЕКА», концерн «Декенинг». Присутствуют на рынке и российские производители, объемы выпуска продукции которых от года к году приближаются к лидерам.
Конкуренция существует?
– Конечно! Есть и ценовая борьба, и борьба технических решений, и, прежде всего, сервиса, потому что товар как таковой – оконные и дверные профили – мало кому интересен. Производить его научились и российские компании, начиная с простого клонирования и заканчивая небольшими собственными разработками. Самый копируемый профиль – это, конечно, КВЕ. Редкая деревня на Кубани не копирует КВЕ под разными названиями.
Неужели наладить производство оконного профиля настолько легко?
– И да, и нет. Научиться производить что-то – это далеко не все, чтобы быть успешным. И если первое время производитель может завоевывать рынок благодаря низкой цене, то дальше, чтобы получать прибыль, ему приходится повышать цену и улучшать качество – соответственно, растет себестоимость. А дальше нужно налаживать каналы сбыта, сервисную поддержку, рекламу. Производители экструзионного оборудования, продавая свои линии за 1-2 млн долларов, обещают, что проект окупается за 2-3 года. Но на самом деле это не так. Экструзия сама по себе только на первый взгляд кажется легким процессом, когда покупаются дорогие машины, работающие в автоматическом режиме, — и кажется, что все легко. А потом, когда сталкиваешься с реальностью, понимаешь, что там все не так просто.
А чему клиент сейчас отдает предпочтение? Что для него главное? Цена, качество, сервис – что является решающим?
– Знаете, как и везде, люди хотят всего и сразу. Разумеется, цена тоже играет свою роль. Например, лет 10-15 назад окна привозились из Германии, здесь монтировались и продавались очень дорого. Остеклить квартиру в то время стоило 50 тысяч долларов. Сейчас это стоит от 3 до 5 тысяч.
На рынке есть несколько ценовых ниш. Есть муниципальное жилье, куда зайти с хорошим качественным продуктом очень тяжело, там главное – низкая цена. Но когда жилье сдано и люди начинают там жить, они обнаруживают, что с окнами проблема – они не закрываются, через них дует, внешний вид далек от совершенства. Вот тут приходят производители качественных окон и уже за разумные деньги предлагают качественный продукт.
Что такое качество в плане оконных профилей? Это совокупность показателей: удобство в работе, при монтаже и эксплуатации, строгая повторяемость всех свойств: геометрические размеры, физико-механические показатели, химический состав, постоянство цвета и формы.
Второй аспект – это сервис. Это касается поставки профиля, логистики, наличия складов, удобных условий оплаты, совместных маркетинговых мероприятий, рекламы, обучения персонала – и так далее. И очень часто сервис становится решающим аргументом при выборе производителя.
Сейчас в России много говорят об энергоэффективных и энергосберегающих технологиях. Видимо, вскоре потребители захотят ставить и окна с соответствующими показателями сохранения тепла.
– Совершенно верно. Конечно, в деревянных окнах, которые стоят с советских времен, не было ни теплотехники, ни звукоизоляции. Мы пытались оценить герметичность этих окон на специальном стенде и установили, что их воздухопроницаемость примерно в 30-40 раз больше, чем у самого простого пластикового окна. Это означает, что зимой в 40 раз больше холодного воздуха заходит в помещение – и его надо нагревать. Появляются повышенные затраты на отопление и дискомфорт проживания.
Кроме того, мы сравнивали, сколько каждое окно позволяет сэкономить энергии, и ввели термин «теплономия» – это денежный эквивалент тех энергоресурсов, которые можно сэкономить за счет сокращения проникновения в помещение холодного воздуха. Мы подсчитали, что при площади остекления 15-20 кв. м замена деревянных окон на пластиковые сэкономит порядка 15 тысяч рублей – в среднем, цена одного окна. То есть, окупаемость окон только по сокращениям затрат на тепло – 2-3 года.
К тому же летний потенциал окон ПВХ гораздо выше, потому что для обогрева помещения расходы в 2-3 раза меньше, чем на его охлаждение. Соответственно, конструкция, которая зимой не выпускает тепло, летом его не впускает, экономический эффект от снижения расходов на систему кондиционирования может возрасти в несколько раз, и срок окупаемости в 2—3 года может еще сократиться.
Какие инновационные решения приходят на оконный рынок?
– Развитие оконных систем идет в направлении энергосбережения – количество камер увеличивается до 6-7. Появляются дизайнерские решения формы профиля, его цвета – это ПВХ-профили со специальной декоративной пленкой, имитирующей ценные породы дерева. Люди научились считать: иногда можно вместо дорогой шторы, за которой нужен постоянный уход, да еще на очень высоком нестандартном окне, поставить декоративные витражи – это несколько дороже, но гораздо менее хлопотно. Разумеется, есть новые разработки и в области стекла в стеклопакетах. Сейчас получили распространение энергосберегающие стекла, имеющие селективные покрытия, позволяющие сократить потери тепла до 80%.
Есть стекла солнцезащитные, причем есть много технических возможностей для достижения этого эффекта. Есть стекла, которые меняют свою прозрачность в зависимости от освещения за счет специального напыления. Есть стекла комплексные, защищающие от потерь тепла летом и от перегрева зимой, – всего на стекле может оказаться до 18 специальных слоев – разумеется, оно стоит дороже, но и дает выбор клиенту.
Несколько лет назад очень остро стоял вопрос дешевой некачественной продукции, на рынке появился китайский профиль, который после двух зим коробился и лопался. Как сейчас обстоят дела с низкокачественным профилем и контрафактом на рынке?
– Пока прямого контрафакта очень немного. Есть чисто китайские системы, но они практически неизвестны на российском рынке, несмотря на низкую цену. Дело тут в другом: окно – это сложный продукт, и в нем, помимо профилей, много всего: уплотнения, которые очень сильно влияют на герметичность, а их долговечность, в свою очередь, влияет на качество окна. Некачественные уплотнения могут неприятно пахнуть, оставлять след на профилях, причем несмываемый, трескаться, менять свою геометрию и цвет – это уже контрафакт, чего допускать нельзя.
Есть еще разные механические соединения, маленькие, незаметные детали, из которых состоит окно и которые также влияют на его качество. То же касается фурнитуры – ее долгое время не подделывали, но сейчас кое-что начинает появляться из Турции и из Китая.
Как от этого попытаться себя оградить? В Европе есть понятие системных испытаний, куда производители профиля могут собрать из отобранных материалов оконные блоки и отправить их на испытания. По результатам испытаний выдается так называемый «системный паспорт», который потом служит для компаний-производителей «дорожной картой», по которой нужно производить качественное окно, а независимые эксперты проводят инспекции производства и монтажа, принимают решение о возможности выдачи фирме-производителю знака соответствия, это некий аналог «знака качества», известного большинству граждан бывшего СССР.
Кроме того, мы намерены отстаивать свои права системодателя по отношению к производителям контрафакта в суде.
Заполнен ли российский рынок поставщиками или сюда есть куда приходить?
– Есть разные оценки. Было время, когда был переизбыток производственных мощностей как у профилистов, так и у производителей окон. Потом за один год этот переизбыток перешел в дефицит. Очень влияет сезонность рынка – зимой большинство компаний сидит без работы, многие стараются, чтобы поддержать штат, работать на объектах даже себе в убыток. А в сезон, с апреля до октября, возникает дефицит комплектующих и очереди на окна.
По моим личным оценкам, российский рынок очень большой. Можно пройтись по любому городу и увидеть, что фронт работ огромный, – это касается и старых домов, и нового строительства. Всплеск спроса дают большие стройки – Олимпиада в Сочи-2014, Чемпионат мира по футболу, Новая Москва, новостройки большинства городов. Будет расти строительство жилья – увеличится и рынок окон. Вообще российский рынок очень интересный по сравнению с европейским, который местами стагнирует.
Какими нормативами регулируется этот рынок?
– Совсем недавно производители оконных профилей создали союз, единственная задача которого – установить единые правила оценки качества окон и единые технические стандарты. Должен сказать, что в России с 1999 года, после развала Госстроя, стандарты вообще не обновлялись, а ведь технологии меняются, появились, например, новые профили – уже не чистый ПВХ, а с фиброй, исключающей металл. Стандартов под этот продукт вообще нет, поэтому мы были вынуждены разработать стандарт организации.
В Европе стандарты развиваются, причем за счет средств бизнеса. Накапливается определенный опыт, проводятся исследования, стандарты издаются и постоянно обновляются в соответствии с требованиями рынка и государства. Бизнес-сообщество издает для себя стандарты, устанавливающие более высокий уровень качества продукции по сравнению с государственными стандартами, и им следует в добровольном порядке. Наконец-то этот процесс начался и в России – бизнес-сообщество начало для себя разрабатывать стандарты. Естественно, мы в начале большого пути, разрабатывается новая система стандартов, в основу которой будут положены европейские стандарты с учетом российского климата.
Мы сотрудничаем с Национальным объединением строителей, ведущими научно-исследовательскими институтами, строительными университетами, помогаем в разработке стандартов НОСТРОя на нашем направлении. Более того, мы хотим эти стандарты потом преобразовать в обязательные СНиПы или ГОСТы, потому что они должны стать государственными и обязательными к применению. Сейчас в списке обязательных СНиПов ни одного документа по светопрозрачным конструкциям вообще нет.
Елена Шинкоренко, Строительство.RU
Новости
-
17.01.2024
Извещение о созыве Годового Общего собрания Союза производителей полимерных профилей
-
17.01.2024
Извещение о созыве заседания Совета Союза производителей полимерных профилей
В соответствии с решением Совета СППП очередное заседание Совета Союза состоится 25 марта 2024 года.
-
08.06.2020
Общее собрание СППП
08 июня 2020 г. состоялось Общее собрание Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций.
-
16.04.2020
Представители оконной отрасли направили официальное обращение в адрес Председателя Правительства РФ
Союз Стекольных Предприятий, Союз Производителей Полимерных Профилей и Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры направили официальное письмо Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину с просьбой принять меры по поддержке российских стекольных предприятий.